Елизавета Турбина о том, как душевные песни снимают стресс и зажимы в дыхании и что роднит музыкальное творчество со структурированием сложных сделок.

Елизавета Турбина – партнер юридической фирмы LECAP, эксперт во всем, что касается финансовых и корпоративных сделок. Облигации, секьюритизация, IPO и M&A… А еще Лиза поет. Очень красиво, глубоко, по-настоящему вкладывая душу.

Среди свежих Лизиных музыкальных достижений: альбом Lizified из восьми собственных композиций и несколько последующих треков под именем Lizochka (доступны во всех основных музыкальных онлайн-магазинах). Лиза сама пишет тексты и музыку, сама исполняет и сама делает графическое оформление обложек и афиш. Живые выступления проходят на площадках известных столичных баров и в рамках благотворительных мероприятий.

– Лиза, расскажи, пожалуйста, когда и как началось твое увлечение музыкой?

Так сложилось, что музыка всегда была со мной рядом: в детстве с раннего утра и до поздней ночи, а позже – и в длинные рабочие вечера. В домашних колонках, в наушниках, в голове. У меня очень музыкальная семья, меня растили на русских городских романсах, Битлз, Элвисе, Чаке Берри, Утесове, Лещенко и многом другом! Потом появились блюз, соул, рок, невероятный Рахманинов и самые симфоничные композиторы русской ‘могучей кучки’ – подозреваю, они уже никуда от меня не денутся.

– И тогда же ты начала петь? В детстве?

Мне кажется, что сама с собой я пела при любом удобном случае – но только не на публику. Но на последнем звонке я пела классному руководителю свою собственную песню, посвященную ей, и даже организовала одноклассников, человек тридцать, петь со мной припевы – а это была совсем не простая по мелодике композиция, но организационные способности были при мне и тогда. Лучшего способа выразить благодарность важному преподавателю и оставить память о себе, о нас я не нашла – хотя решиться не только подарить диск с записью, но еще и спеть живьем было не очень просто. Но еще тогда решила для себя: можно или что-то сделать и сделать по возможности наилучшим образом, или не сделать вообще, совсем такого опыта не пережить и даже не пробовать. Придерживаюсь первой опции и по сей день, пока неплохо работает.

Пожалуй, именно петь хотелось всегда, но лет до 25 терзали сомнения, было сложно решиться заниматься этим плотнее. Сначала «ты ж юрист, делай серьезные дела», потом «вдруг один раз попробую и уже не смогу вернуться к серьезным вещам» – а оказалось, что выбирать не обязательно! Не обязательно быть кем-то одним – только юристом, только музыкантом, только автором, и это прекрасно! Ты развиваешься в нескольких направлениях, получаешь разный жизненный опыт, подпитываешь одно другим и наоборот, смотришь и видишь глубже, и учишься не запирать в себе лишние стрессы и непрожитые мысли.

Для каждого жизненного этапа у меня есть свой саундтрэк. Новые люди для меня особенно хорошо раскрываются через музыкальные предпочтения. Даже при покупке машины для меня топ-3 по важности фактор – «вкусная» аудиоаппаратура. Машина до сих пор мой лучший концертный зал и самый верный тест для контрольного прослушивания собственных треков.

– Твоя музыкальная деятельность – больше, чем просто увлечение «для себя». Ты выступаешь, записываешься в студии. При этом и профессиональная составляющая, мягко говоря, насыщенная. Как удается совмещать?

Коллеги по юридическому цеху шутят, что если пишешь документ на английском, слушать надо музыку на русском, и наоборот. Грамотный бит и нужный уровень вокально-инструментального усердия сочетаются с ритмом сердца и отсекают лишний, неравномерный шум, позволяют в режиме туннеля сфокусироваться и делать больше, push harder.

Но это просто забавный пример утилитарного использования. Если смотреть глубже, при пиковой рабочей нагрузке и долгой работе на максимуме своих мощностей, как это с юристами нередко бывает, очень важно иметь энергетическую подпитку, черпать вдохновение, перезаряжаться за счет переключения внимания и поддержки этого стержня. У каждого свой такой источник подпитки и «потока». Для меня это музыка, и я бесконечно рада, что осознаю это и могу себя радовать и поддерживать этим волшебным средством.

Кроме этого, когда глубоко и от души поешь, волей-неволей снимается напряжение вокруг вокальных связок, в грудном отделе – именно там, где скапливается минимум половина наших стрессов и печалей. Мощный терапевтический эффект, как я это называю.

– Ты исполняешь в том числе и свои собственные песни. В чем черпаешь вдохновение для творчества?

Я все больше убеждаюсь, сколько у людей, даже самых успешных и внешне спокойных, внутренних «тараканов», неврозов, нереализованных мыслей и желаний. Особенно когда долго концентрируешься на профессиональном росте, бывает попросту некогда осмыслить личные события и душевные переживания, пережить их, «зафиксировать» убытки и двигаться дальше. От этого есть риск в эмоциональном развитии застрять на подростковом уровне и не осознать этого.

Для меня было огромным открытием, что если все это сформулировать в творчестве, то начинает работать та же самая душевная, творческая, эмоциональная мышца, но она фокусирует тебя уже на воплощении замысла в новой песне, правильно концентрирует и помогает не стоять на месте. Каждая история в моих треках очень личная, и даже близкие друзья не слышат от меня в разговоре то, что я пишу в своих текстах. Да, это довольно дерзко и не всегда вяжется с образами «скрытных юристов», но окружающим на самом деле гораздо более «все равно» на эмоции других людей, чем многим из нас кажется, и невозможно бесконечно концентрироваться на «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна». Поэтому незаинтересованные слушатели запомнят в лучшем смысле интересную метафору. А может, и к себе какую-то мысль смогут применить. Например, у меня есть строка «но если кипятком ошпаришь руки, убеждением ожог не залечить». Это о том, что можно бесконечно рационализировать какие-то события, но на самом деле нужно их именно прожить и пережить, пока «открытая рана» не затянется. А уж где у меня голос дрожал и что меня лично к этим словам привело, заинтересует единицы. А для кого-то из коллег/партнеров даже наоборот – холодный образ юриста становится понятнее и живее после таких эмоциональных выступлений с моей стороны. Это тоже бывает полезно, когда твои профессиональные контрагенты видят тебя настоящим живым человеком.

Или, например, мой прошлогодний труд «Колыбельная», про то состояние вечера буднего дня, когда столько всего пронеслось, что нужно себя замедлить, похвалить и что-то нарочито милое услышать: «Ждут овечки, даже гномы, / Нимфы и единороги». И без шумного экстаза сказать себе, что все в порядке, все старались быть лучше и все молодцы. Это невероятно важно, и многим моим друзьям и коллегам она пришлась по душе.

Вообще вся история со своей музыкой и потом с ее живыми исполнениями – это продолжение темы «преодоления», экспериментов с собой, новых видов удовольствий и радости. Если можешь опубликовать и потом очно спеть собственный материал, мало какое «разговорное» публичное выступление может после такого смутить, это невероятная закалка. А я, например, очень смущаюсь быть центром внимания, как многие люди. Но беру в руки микрофон, чувствую музыку спиной – и выясняется, что помимо этого смущения есть необыкновенное другое ощущение, и оно в разы важнее и сильнее смущения.

Даже Платон, Аристотель и много других светлых умов высказывались о том, что музыкальное воспитание необходимо для гармоничного развития и отдельной личности, и общества. Личный опыт пока приводит меня к тому же выводу.

– Лиза, как много удается уделять времени своей музыке? Какие еще музыкальные эксперименты в планах?

О, я продолжаю экспериментировать с каждой новой композицией, и еще десяток найденных задумок от каждой аранжировки архивируется до лучших времен. Компоновка инструментальных партий, ритмический рисунок, архитектура всего трека, где рискнуть и сделать больше голоса, громче – сплошные творческие эксперименты. По сути, то же структурирование, только инструментарий музыкальный, а не из бизнеса, и количество настроек и тумблеров еще разнообразнее.

Даже выбирая программу для концертов, я уже второй раз набираю половину сет-листа из совершенно не привычных для себя (в восприятии окружающих) композиций, но они прекрасные, манящие и так заслуживают внимания! Носков, Кузьмин, «Секрет», Lionel Richie, Oasis …

Кроме того, в планах наконец освоить музыкальный софт и своими руками писать себе аранжировки, сделать студийные записи с живыми музыкантами, освоить, наконец, гитару, попробовать жанр видео (и это говорит человек, который ни одного «сэлфи» в Facebook не выложил за многие годы!).

Конечно, далеко не всегда есть возможность уделять много времени этому процессу. Афиши к концертам и обложки рисую глубоко за полночь, регулярно бурчу на себя, что недостаточно подготовилась к записи, или что можно было бы больше с группой репетировать перед выступлением. Но опять тот же принцип: или делаешь максимально хорошо с учетом возможностей, или не делаешь вообще. Выбираю первое – и нехватка времени только добавляет рок-н-ролла, остроты моего собственного восприятия.

Я очень люблю музыку – как вид деятельности, как способ фиксации разных событий и переживаний, поле собственных экспериментов, как энергетический источник. Мне нравится делиться качественной музыкой, и своей, и чьей-то еще. «Нам песня строить и жить помогает» – лучше и не скажешь.