Факторинг энергосервиса – новый инструмент в арсенале казначейства.

Александр Чекрыгин, руководитель направления финансирования энергоэффективных проектов, Советник Генерального директора, ВТБ Факторинг.

Что такое энегосервис?

Энергосервис – это особый вид деятельности, подразумевающий оказание услуг энергосервисной компанией по сбережению энергии в интересах заказчика и, как результат, снижение затрат заказчика на энергоресурсы. Как правило, энергосервисные компании проводят изучение структуры потребления энергоресурсов заказчика, выявляют максимально неэффективные точки, предлагают замену или модернизацию оборудования, устанавливают его за свой счет и делят получаемый экономический эффект с заказчиком.

По сути, энергосервисная компания – это локальный инвестор, который решает конкретную задачу в период времени. Нетрудно догадаться, что энергосервисная деятельность направлена на снижение затрат по двум ключевым направлениям: электричеству и теплу. Невзирая на относительно низкие российские тарифы, большинство типовых решений окупается в срок до 5-ти лет. В электричестве это перевод на светодиодное освещение, установка частотно-регулируемых приводов, модернизация систем подготовки сжатого воздуха. В тепле это замена устаревшей котельной, переход на альтернативный вид топлива. В ряде случаев интересный экономический эффект дают системы когенерации. В последнее время мы начали сталкиваться с проектами в области возобновляемых источников энергии в сочетании с накопителями, есть очень интересные проекты по модернизации систем кондиционирования в сочетании с обеззараживанием воздуха. На самом деле почти на каждом предприятии можно сократить затраты на топливно-энергетические ресурсы более чем на 30% – было бы желание.

Что такое факторинг?

Академическое определение гласит, что это комплекс услуг, связанный с предоставлением финансирования под уступку денежного требования. Как правило, факторинг применяется при регулярных поставках продукции или оказании услуг на условиях отсрочки платежа: поставщику гораздо приятнее получить 99 рублей за поставленную продукцию в адрес торговой сети вместо 100 через месяц-другой после поставки. Этот рубль и является той добавленной стоимостью, благодаря которой российский рынок факторинга составляет порядка 350 млрд. рублей в размере портфеля по итогам 2017 года. Примечательно, что в Великобритании факторинг может похвастаться оборотом в размере, превышающем 15% ВВП.

Тема плюсов и минусов факторинга достойна отдельной статьи. В рамках предлагаемого материала я лишь хочу акцентировать внимание на важных для энергосервиса особенностях.

Во-первых, в факторинге деньги выдаются поставщику, а кредитный риск принимается на покупателя.

Во-вторых, стоимость факторинга сопоставима со стоимостью прямого кредитования заказчика.

В-третьих, факторинг устанавливает правильный баланс в сделке и, как правило, реализуется по согласию всех участников сделки.

Энергосервис и факторинг – почему они рядом?

Казалось бы, оказание услуг по энергосбережению и финансовый инструмент для «финансирования поставки йогуртов в супермаркеты» не совсем подходят друг другу, и их сочетание выглядит немного странным, но это лишь на первый взгляд. Если докопаться до сути вещей, то все становится на свои места. Почему торговая сеть расплачивается с поставщиком через 60 дней? Потому что именно за этот период товар реализуется следующему покупателю в товарной цепочке, и с поставщиком рассчитываются из полученной выручки.

В энергосервисе аналогично – заказчик желает платить из экономического эффекта, который наступает не через 60 дней, а в течении 60- ти месяцев. Поэтому отсрочка видоизменятся на рассрочку и увеличивается в 30 раз. За это время модернизация полностью себя окупает, и после окончания срока энергосервисного контракта эффект экономии сохраняется исключительно в интересах заказчика.

Почему все же именно факторинг, а не другие финансовые инструменты? Причиной этому являются именно те три ключевые особенности, о которых я сказал выше. Существующие поставщики энергоэффективных решений не в состоянии обеспечить долгосрочное финансирование на сотни миллиардов рублей – у них просто нет такого капитала, а его привлечение классическими кредитами маловероятно. Представим себе, что есть завод, производящий светодиодные лампы, дающие 60% экономии электроэнергии по сравнению с используемыми в настоящий момент источниками света. У завода есть возможность привлечения кредитных ресурсов в размере 1 млрд. рублей и заказчик, чья потребность в светодиодах составляет 10 млрд. рублей. При окупаемости проекта в 3 года заводу потребуется 30 лет, чтобы его реализовать. При этом ограничением будут не производственные мощности, а нехватка длинных денег в достаточном объеме. В случае же факторинга размер и срок финансирования считаются от заказчика, а не от поставщика, и реализация данного проекта ограничена лишь производственными возможностями завода и ресурсами на установку. Таким образом, срок реализации проекта можно сократить в 10 раз и осуществить все за 3 года.

На грани очевидного и невероятного.

Есть очевидные вещи – мыть руки перед едой и сокращать издержки на предприятии. Если с первым правилом дети еще в начальной школе учатся справляться, то со вторым менеджмент российских компаний справляется сложнее. Можно сказать, что в России отсутствует культура энергосбережения, но фактически дело обстоит гораздо проще – все упирается в должностную инструкцию.

По сути, вопрос уменьшения трат по-настоящему волнует только акционера, ибо при каскадировании задачи экономии на топливно-энергетических ресурсах на уровень менеджмента она теряется между энергетиком, инженером, финансовым департаментом, казначейством, экономистами и окончательно умирает на коллегиальных органах.

ИСТОЧНИКИ: ДАННЫЕ ПО РОССИИ – ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ. 2012. РОССТАТ. ДАННЫЕ ПО ДРУГИМ СТРАНАМ – UNIDO. 2011. INDUSTRIAL DEVELOPMENT REPORT 2011. INDUSTRIAL
ENERGY EFFICIENCY FOR SUSTAINABLE WEALTH CREATION. CAP-TURING ENVIRONMENTAL, ECONOMIC AND SOCIAL DIVIDENDS.
*ДАННЫЕ ПО РОССИИ В ОТРОСЛЯХ «ХИМИЯ И НЕФТЕХИМИЯ», «РЕЗИНА И ПЛАСТИКИ» НЕ ВКЛЮЧАЮТ РАСХОДЫ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ В КАЧЕСТВЕ СЫРЬЯ.

Безусловно, я несколько гипертрофирую ситуацию. Ежегодно 5-10 проектов из 100 проходят инвестиционный комитет, попадая в программу реализации, но зачем отказываться от остальных, если большинство из них являются самоокупаемыми и могут дать эффект уже сейчас?

Это действительно важно?

За 12 лет с 2001 по 2013 средний рост тарифа на электроэнергию в России составил 620% с 0,63 до 4,5 руб./кВт/ч, а удельные затраты на топливно-энергитические ресурсы в России в себестоимости промышленной продукции почти в 2 раза выше развитых экономик.

Должен ли современный казначей заниматься энергосервисом?

Управлять финансовыми потоками непросто из-за дат и сроков платежей. Для этого требуется понимание сути бизнеса компании и поиск возможностей для оптимизации. Сделать из стандартного платежа за электричество инвестиционный бюджет – похоже на волшебство, и оно доступно казначею уже сейчас.

Сколько долга по МСФО в энергосервисе, и сколько стоит энергосервис для корпората?

Для чтителей Debt/EBITDA ratio спешу сообщить, что долг в энергосервисном контракте не значительно больше, чем в договорах с ресурсоснабжающими организациями. Но прав у заказчика в энергосервисном договоре гораздо больше, хотя бы потому что перед подписанием его можно не только прочитать, но и отредактировать. Практика показывает, что заниматься этим лучше вместе с финансовым институтом, который предоставляет долгосрочное финансирование для его реализации.

Стоимость энергосервисного договора – самая интересная история, потому что доходная и расходная части имеют немного разные основания для расчета. В случае со светом расходы – это световое оборудование и работы по установке, а доходы – получаемая экономия. Прямой корреляции между стоимостью светового оборудования и получаемым эффектом нет, поэтому неподготовленный заказчик рискует сильно переплатить. В своей практике я встречал немало случаев, когда заказчики первоклассного кредитного качества переплачивали в разы больше, чем если бы к сделке подключился профессиональный казначей.

Практический опыт.

Финансирование энергосервиса – сравнительно новое направление для ВТБ Факторинг, но мы уже накопили весомый опыт в тепловой энергетике, электросетевом хозяйстве, научились работать с металлургами. Большинство сделок реализовано по инициативе инженеров или энергетиков, но в каждом правиле есть исключения. Возможно, это исключение изменит культуру потребления энергоресурсов у российских корпоратов, по крайней мере мне хочется в это верить. Таким исключением является сделка с ГК РОЛЬФ, которая была реализована казначейством. Конечно же, в сделку были вовлечены все заинтересованные структурные подразделения, но драйвером было именно казначейство.

Эта сделка интересна еще тем, что является универсальной и может быть тиражирована на любом предприятии – речь идет о модернизации системы освещения. Свет есть везде. В ритейле, например, затраты на освещение составляют 0,5-1% от торгового оборота, это актуально для всех круглосуточных производств, складских комплексов и даже офисных помещений. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, переход на светодиоды является обязательным – к 2020 году 75% источников света должны быть светодиодными (постановление Правительства РФ ¹971 от 27 сентября 2016 года).

Как известно, РОЛЬФ не только продает автомобили, но и обслуживает их. Освещение в ремонтных зонах круглосуточное, а качество света регулируется не только российским законодательством, но и требованиями вендоров. Задача стояла не просто сэкономить. В пилотном проекте наши давние клиенты – компания Энерком – провели аудит системы освещения в одном из технических центров РОЛЬФ, разработали светотехнический расчет, финансовую модель окупаемости. Защитили проект согласно корпоративной процедуре ГК РОЛЬФ.

Схема сделки выглядит следующими образом: Энерком осуществляет модернизацию системы освещения «под ключ», РОЛЬФ принимает работы и подтверждает достижение экономического эффекта, ВТБ Факторинг выплачивает финансирование в адрес Энерком, РОЛЬФ в течение 36 месяцев равными платежами производит окончательный расчет по договору на счет ВТБ Факторинг. В итоге благодаря реализации данного проекта расходы ГК РОЛЬФ на освещение снизились на 60%.