Алексей Капускин, руководитель группы управления казначейскими продуктами, Отдел Казначейских операций, Департамент казначейства и управления рисками ГК «РОЛЬФ».

Переходя с одной стороны баррикад на другую, я бы хотел начать рассуждения про эффективное казначейство с достаточно общих, но серьезных вопросов. В данной статье я обращу внимание корпоративного казначея на определенные моменты, которые буду впоследствии раскрывать более полно.

Первое – это понимание «своих денег». Зачастую я вижу «транслированную на корпората» позицию банкиров, что банк переведет деньги тогда, когда сам решит. Это не совсем правильно. Обычаи деловой этики – исполнение запроса клиента в день обращения. Хотя крупные банки могут и трактовать иначе – до трех рабочих дней. Здесь надо понимать, у кого Вы обслуживаетесь. Если это «верхние строчки» в рейтинге по активам, то отклонения от «этики» возможны (это больше определяется Вашими взаимоотношениями, нежели правилами), но не критичны. Если это банки ниже «строчек» – повод задуматься. Практика показывает, что практически любой банк может стать «слабым звеном». Поэтому скорость исполнения клиентских платежей имеет практически первоочередное значение.

Здесь же неотрывно от скорости исполнения стоит и операционный день. Вспоминая банковский опыт, это до 18 часов. Однако рынок не стоит на месте, некоторые банки предлагают отправки платежей и до 20-23 часов. Другое дело, что прямо об этом не говорят. Поэтому чтобы иметь возможность подключить новый тариф, зачастую необходимо подписать соглашение о конфиденциальности.

При этом всем надо помнить и про «обратную сторону медали»: если Вы оперативно используете свои денежные средства, банк будет нести финансовые потери. «Потерю» в остатках банк будет стараться возместить через другие сервисы. Но не стоит забывать, что если большая часть крупных клиентов будет выводить остатки денежных средств из банка – к примеру на биржу – у банка могут начаться проблемы с ликвидностью. И хотя овердрафт в Центральном Банке при минусе на корр.счете автоматический, несколько овердрафтов в месяц – повод к началу переписки с Надзорным блоком ЦБ РФ, тонны бумаг и проблем. Чтобы не получать такую перспективу, банки сознательно ограничивают своих клиентов – для более точного прогноза остатков, а также управления активами и пассивами кредитной организации. Как я говорил ранее, если в банк одномоментно приходит много клиентов за деньгами, банк не может удержать «баланс» и теряет ликвидность (лицензию).

К примеру, спред между НСО и размещением денежных средств на бирже держится в районе 1,5-2%. Поэтому если Вы размещаетесь в НСО, банк-партнер, переставляя Ваш объем на денежный рынок, зарабатывает разницу. А если Ваши остатки просто лежат на счете или Ваш опер.день истек (допустим, в 18 часов), банк зарабатывает полную ставку денежного рынка в текущий момент.

Группа компаний РОЛЬФ активно использует сервисы Московской Биржи, в частности, депозиты с Центральным Контрагентом. Фактически можно говорить об эффективном управлении остатком с гарантией возвратности средств. Центральный Контрагент обеспечивает высокую скорость зачисления и вывода денежных средств на депозитный рынок. Конечно, нельзя забывать и про «скорость» Вашего банка-партнера. Возвращаясь к Центральному Контрагенту, скажу, что по наблюдениям вывод активов занимает порядка 5-7 минут. Поскольку есть возможность вывода с 9 утра, можно рассчитывать на работу с первым рейсом платежей.

Однако, с 01.06.2018 года Биржа подняла тарифы для корпоративных клиентов в 3,5 раза, обосновывая это отчислениями в ФОР. Безусловно, они есть. Но практически все банки делают «усреднение ФОРа», следовательно, тарифы могли бы вырасти всего в 1,5 раза, что было бы адекватным.

Альтернативным вариантом для корпоративных участников будет вариант работы через брокерский счет, т.е. по «классической» клиентской схеме. Юридическое лицо открывает у банка брокерский счет, заводит туда средства и практически также размещает. Здесь для ускорения процесса правильнее работать через банк, где консолидируется большее количество активов. По стоимости это как раз упомянутые выше 1,5 раза.

Основной плюс – это тот же сегмент залогового размещения. Из минусов – более сложная для непрофессионального участника торговая система с точки зрения выставления заявок. Также возникает необходимость в учете и переоценке ценных бумаг, находящихся в залоге по сделке – корпоратам со своими долговыми бумагами будет проще. Возврат денежных средств по РЕПО с ЦК у брокеров сейчас в районе 17:00, но несколько крупнейших игроков уверили меня, что работают над возможностью возврата в районе 10:00.

В качестве «напутствия» корпоративному сектору скажу, что корпорациям необходимо консолидированно отстаивать свою точку зрения по тем или иным вопросам. Мы – клиенты, на которых зарабатывают, а значит, качество и стоимость услуг определяем именно мы своей реакцией и выбором, у кого их покупать.

Так и просится знаменитая цитата из монолога Гамлета: «Быть или не быть – вот, в чем вопрос. Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы Иль нужно оказать сопротивленье? Восстать, вооружиться, победить Или погибнуть, умереть, уснуть?..»

Мой вариант ответа на этот извечный вопрос Вы услышали. Если большинство корпораций объединится с позицией «мы готовы работать именно так», то нам пойдут на уступки. Если мы будем что-то говорить каждый из своего угла – никто на этот шум не отреагирует.