13 сентября 2018 года на территории Банка ВТБ в Москве и Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «От загруженности к эффективности: лучшие практики построения Общих центров обслуживания (ОЦО) компаний. Автоматизация и роботизация в ОЦО и казначействе». Организаторами мероприятия выступили Ассоциация корпоративных казначеев и Банк ВТБ.

С приветственным словом выступил старший вице-президент Департамента транзакционного бизнеса Банка ВТБ Александр Боциев. Первая дискуссионная панель была посвящена обзору международных практик внедрения Общих центров обслуживания. Игорь Ляпин, директор Департамента консалтинга Deloitte, и Владимир Соболев, руководитель направления бухгалтерского учета и отчетности ОЦО в России, Procter&Gamble, рассказали присутствующим об успешных практиках создания и развития ОЦО, поделились своим экспертным мнением о том, является реализация международного ОЦО мифом или реальностью.

В ходе дискуссии эксперты обсудили факторы, влияющие на принятие решения о создании ОЦО, функциональные направления, наиболее часто рассматриваемые к переводу, а также сроки и стоимость создания ОЦО.

Игорь Ляпин представил обзор международного исследования в области ОЦО, сделав основной фокус на современных тенденциях развития, а именно:

  • Экспертиза, а не только транзакции. В последние годы увеличилось число передаваемых в ОЦО процессов, требующих больше экспертизы и знаний, хотя транзакционные процессы пока преобладают в структуре процессов ОЦО.
  • Расширение объема услуг. Количество мультифункциональных ОЦО с тремя и более функциями продолжает стремительно расти – с 31% в 2015 г. до 53% в 2017 г.
  • Роботы идут. Роботизация бизнес-процессов – одна из самых быстроразвивающихся технологий, которая коренным образом изменит схему работы ОЦО: автоматизация и сокращение трудозатрат на рутинные процессы и использование когнитивных технологий для экспертных процессов с целью исключения человеческого фактора.
  • Непрерывное улучшение. Более 73% существующих ОЦО ежегодно повышают свою производительность и эффективность на 5% и более в год.

Мероприятие продолжилось обсуждением создания ОЦО в России, в котором к панелистам присоединились Павел Печенкин, начальник отдела операционной эффективности и контроля численности ООО «Металлоинвест корпоративный сервис», Татьяна Анисимова, руководитель проектного офиса филиала ОЦО АО «ОХК «Уралхим», и Филипп Бакланов, директор по операционной деятельности МФ ОЦО ПАО Ростелеком. Эксперты поговорили о том, является создание ОЦО в России необходимостью или роскошью, какие функциональные направления затрагивает, чем обусловлен выбор локации центра, каковы объемы инвестиций в ОЦО, а также высказали свои предположения о перспективах развития Общих центров обслуживания. В завершение первой части круглого стола спикеры ответили на вопросы модератора Вероники Болдовой, ведущего менеджера Департамента транзакционного бизнеса Банка ВТБ, и аудитории, включая слушателей в Санкт-Петербурге, соединенных с площадкой в Москве посредством видеоконференцсвязи.

Вторая часть круглого стола была посвящена автоматизации и роботизации в ОЦО и казначействе. Спикерами панели выступили Артем Бойко, директор Департамента технологий Deloitte; Ольга Крылова, руководитель управления «Казначейство» ПАО Северсталь; Михаил Лопатин, начальник Департамента корпоративных финансов АО «Первая грузовая компания», и Татьяна Анисимова.

Участники подробно рассмотрели цифровые технологии автоматизации процессов, факторы их эффективности, инструменты, использующиеся для автоматизации ОЦО и казначействе. Живой интерес вызвала тема роботизации: анализ операций и процессов, подлежащих этой процедуре, а также опыт российских компаний, которые уже включились в этот процесс. О преимуществах и рисках роботизации, мерах по предотвращению внутренних и внешних угроз подробно рассказали Владимир Соболев и Илья Сачков, эксперт в области предотвращения и расследования киберпреступлений, генеральный директор и президент Group-IB. Илья уделил отдельное внимание технологическим и нематериальным аспектам кибербезопасности. Модератором второй части мероприятия выступила Елена Лупашевская, управляющий директор Департамента транзакционного бизнеса Банка ВТБ.

Официальная программа круглого стола завершилась после сессии вопросов и ответов, и далее участники имели возможность продолжить общение в неформальной обстановке на фуршете. Мероприятие посетили более 100 представителей банковского и корпоративного секторов. По результатам обратной связи слушатели отметили высокий уровень проведения круглого стола, актуальность рассмотренных тем, выдающийся состав спикеров. Дополнительный положительный отклик у аудитории вызвала возможность принять участие в интерактивном голосовании по ОЦО, результаты которого были проанализированы экспертами непосредственно в ходе программы мероприятия, в режиме реального времени.