Андрей Михайлишин

Генеральный директор

ООО «Цифровые платежи»

Накапливающиеся с 2008 года односторонние дискриминационные ограничения со стороны стран Запада против России и ее финансовой системы привели к ряду важных решений, позволивших обеспечить устойчивость внутренней платежной инфраструктуры страны после февраля этого года. Но финансовая система России оказалась плохо готова к жестким мерам, ограничивающим международные расчеты как для физических лиц, так и для компаний. Существующие глобальные платежные инфраструктуры SWIFT, CHIPS, CLS, SEPA да и китайский CIPS перестали работать с большинством крупных российских банков, а с теми, что остались — работают с ограничениями. Кроме того, существующая платежная инфраструктура не соответствует общим трендам цифровизации технологий, денег, принципам WEB 3.0.

Использование существующих централизованных платежных систем несет высокие экономические, суверенные и геополитические риски. Требуется создание новых платежных решений, поддерживающих принципы децентрализации и использования цифровых финансов и CBDC (Central Bank Digital Currencies — цифровых валют центральных банков), минимизации влияния посредников и затрат, максимизации безопасности, удобства и скорости платежей. Именно об этом уже дважды сказал Президент России В. В. Путин. 27 октября 2022 года на Заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент России заявил о неизбежном формировании новых международных финансовых платформ, в том числе для целей международных расчетов. 24 ноября 2022 на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» (AI Journey, AIJ) Владимир Путин сказал: «На базе технологий цифровых валют и распределенных реестров можно создать новую систему международных платежей, причем гораздо более удобную, но при этом полностью безопасную для участников и, что важно, независимую от банков и вмешательства третьих стран». Работа таких платформ должна быть безопасной, деполитизированной, автоматизированной и не зависеть от единого центра управления.

Правительство РФ и многие банки видят сегодня спасение международных расчетов в криптовалюте, Банк России — в цифровом рубле и в развитии Системы передачи финансовых сообщений (СПФС). Но нужно разобраться есть ли одно решение — «святой грааль» кроссграничных В2В расчетов?

Нас отключили от SWIFT. Но в этом ли проблема?

SWIFT — Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications — международная банковская система для передачи информации и переводов. SWIFT, с технической точки зрения, представляет собой международный корпоративный мессенджер, к которому подключены банки и другие организации. SWIFT обеспечивает безопасность и надежность канала передачи сообщений между финансовыми организациями. Чтобы заключить сделку или провести оплату, финансовая организация создает зашифрованное сообщение с необходимыми сведениями и направляет их в конфиденциальную сеть SWIFT для последующей передачи контрагентам. Общая модель работы SWIFT представлена на схеме 1.

Если бы мессенджера SWIFT не было, банки все равно могли бы производить переводы между собой. Например, при денежном переводе сотрудник одного банка мог бы связываться с представителем другого банка и сообщать данные о переводе. Ключевым фактором для поставки денег остается наличие корреспондентских отношений между этими двумя банками.

Российские банки были отключены от корпоративного мессенджера, но есть и другие способы передачи распоряжений, которыми можно пользоваться. У некоторых банков, которые не отключили SWIFT, со многими странами платежи тоже встали. Следовательно, дело не только в SWIFT и даже не столько в SWIFT.

Расчетно-клиринговые центры — наше все

Корпоративного банковского мессенджера SWIFT недостаточно, чтобы сделать финансовую транзакцию. Через SWIFT проходят только платежные документы, а не деньги. Для международных расчетов нужны системы клиринга и расчетов.

Крупнейшей мировой системой расчетов сегодня является CLS Bank. На долю CLS приходится более половины всех международных конверсионных валютных операций. Некоторые российские банки до введения односторонних ограничений также использовали CLS для международных расчетов. Особенностью расчетов через CLS является то, что контрагенты осуществляют расчеты по своим сделкам через счета в CLS Bank, действуя по принципу платеж против платежа (PvP). CLS Bank осуществляет выплату купленной валюты только в случае получения проданной валюты на счет в CLS Bank.

Крупнейшая частная система переводов в долларах США — CHIPS (The Clearing House Interbank Payments System). Это платежно-клиринговая система, которая производит расчеты на основе как внутридневного двухстороннего клиринга, так и на основе многостороннего клиринга (неттинга) в конце дня. Итог расчетов равен сумме двусторонних сальдо между каждой парой банков, участвующих в операции. Сальдо расчетов между каждыми двумя членами CHIPS зачитываются с двусторонними сальдо других банков. Результатом такого неттинга являются «многосторонние сальдо» (multilateral net balances). Денежные переводы могут осуществлять по непрямой модели через посредников банки-корреспонденты, которые являются участниками CHIPS. Для проведения денежных нетто-расчетов CHIPS использует платежную систему ФРС Fedwire. У Китая есть своя система расчетов — CIPS, или Cross-border Interbank Payment System. Она создана в целях увеличения торгового оборота между странами в юанях, чтобы сократить транзакционные издержки и таким образом стимулировать мировое использование китайской валюты. Среди участников CIPS есть и российские банки. После введения ограничений против российской финансовой системы объемы платежей российских участников в CIPS увеличились. Но воодушевление по поводу подключения российских банков к CIPS и использования данной платежной системы не должно быть слишком велико — это привяжет Россию к расчетам в юанях и в будущем может привести к аналогичным сегодняшним проблемам. CIPS имеет собственную встроенную систему передачи финансовых сообщений и может работать в связке с SWIFT.

Европейская SEPA — единая зона платежей в евро была создана в Европейском Союзе с целью ухода от контроля со стороны США. Для создания собственной надежно работающей системы международных расчетов и, как следствие, достижения Россией финансовой независимости необходимо создать не только собственную систему передачи финансовых сообщений, что делает Банк России (СПФС), но и расчетно-клиринговую систему или несколько систем, которые было бы полезно интегрировать с уже существующей в мире платежной инфраструктурой, а также создать выгоды для нерезидентов от использования российских платежных систем.

«Святой Грааль» международных расчетов

Последнее время возникло множество спекуляций на предмет использования криптовалют для решения проблемы международных расчетов. Существует несколько доступных моделей таких расчетов. Некоторые из них даже не требуют изменения российского законодательства, но потребуют создания определенной международной инфраструктуры в одной из дружественных стран, где легализован оборот криптовалюты. Такие системы в России уже работали для розничных платежей. Некоторые малые предприятия, где не требуется закрыть паспорт сделки, пользуются серыми схемами расчетов с применением криптовалют. Растет доля операций россиян в даркнете, что нельзя расценивать как положительный фактор. Чтобы избежать таких негативных эффектов и рисков, которые возникают при разворачивании инфраструктуры расчетов криптовалютой в других странах, потребуется изменение российского законодательства и/или введение экспериментального правового режима. Но данный подход столкнутся с рядом существенных проблем.

Первая — это выбор валюты расчетов. Использовать биткоин (BTC) или эфир (ETH) нельзя из-за чрезмерной волатильности курсов криптовалют. Значит, можно использовать только традиционные стейблкоины с фиатными резервами. Алгоритмические стейблкоины для решения задачи не подойдут: стоит вспомнить обрушение TerraUSD. Выбор наиболее ликвидных стейблкоинов небогат: Tether (USDT), USD Coin (USDC), Binance USD (BUSD).

Все эти стейблкоины выпускаются частными компаниями:

  • USDT — Tether Limited, зарегистрированная в Гонконге владельцами криптобиржи Bitfinex;
  • USDC — зарегистрированная в США компания Circle Internet Financial Ltd, имеющая связи с криптобиржей Coinbase;
  • BUSD — американская компания Paxos Trust Company, имеющая связи с криптобиржей Binance.

C одной стороны, все эмитенты — частные компании, и ни о каких децентрализованных и неконтролируемых стейблкоинах речи нет. С другой, у всех этих компаний есть проблемы в прозрачности раскрытия информации по резервам. Деталей, какие и у кого конкретно лежат резервы, в отчетах этих компаний нет, как и нет признанных аудиторских заключений.

Вторая проблема — отслеживаемость сделок. Для входа в криптовалюту и выхода из нее придется воспользоваться централизованной биржей или обменником, а это потребует проведения процедуры AML/KYC (ПОД/ФТ и «знай своего клиента»), в результате чего российское происхождение средств может быть выявлено. Использование криптовалютных миксеров крайне нежелательно, современные средства KYT (know you transaction) могут отследить источник криптовалюты и после прохождения миксера, а сам этот факт может компрометировать такую криптовалюту.

Третья проблема — доступные объемы необходимой ликвидности и источники накопления криптовалюты. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) России за 2021 год достигла $ 784,34 млрд, в том числе импорт составил $ 293,12 млрд. Российский экспорт составил $ 491,21 млрд. Общий объем эмиссии самого ликвидного стейблкоина USDT составляет $ 80 млрд, а на рынке обращается $ 65 млрд, и это «на всех» в криптовалютной экономике. Оборот USDT несомненно больше эмиссии в несколько раз, но крупные закупки или продажи могут приводить к «сдвигу» цены стейблкоина от константы. К этой же проблеме добавляется отсутствие у российских компаний криптовалют на балансах из-за проблем
в российском регулировании данной сферы и сложностью учета стоимости и переучета такого имущества. Использование криптовалют потребует длительного периода накопления нужной ликвидности, или необходимо будет дробить платежи, что увеличит риски, стоимость и скорость расчетов. Несмотря на то, что список проблем использования криптовалют на этом не исчерпывается, есть решения, которые при должном умении позволят использовать криптовалютную отрасль для проведения международных расчетов. Но это будет лишь небольшая часть из общего объема внешнеэкономической деятельности.

Второй претендент на «Святой Грааль» — цифровой рубль

Подавляющее большинство центробанков включились в «цифровую» гонку по созданию цифровых валют центральных банков (CBDC). Наличные и безналичные деньги в конечном итоге будут преобразованы в цифровые. Это не произойдет быстро, но эра CBDC неизбежна. По сравнению со всем миром, Банк России совсем немного отстает от таких лидеров цифровизации национальных валют, как Китай, ОАЭ, Таиланд и др. Однако перспективы использования цифрового рубля в международных платежах весьма туманны по как минимум трем причинам.

Первая — ни в консультационном докладе, ни в Концепции цифрового рубля ЦБ РФ нет ничего про роль цифрового рубля в международных расчетах. Только в декабре 2022 года в документе «О проекте цифрового рубля Банка России» появилось упоминание об использовании его в международных расчетах на уровне общих схем, а реализация трансграничных расчетов не нашла отражение в представленной в этом же документе дорожной карте до 2025 года включительно. Следовательно, у нашего регулятора нет планов на ближайшие три года использовать национальную цифровую валюту для преодоления трудностей трансграничных расчетов.

Вторая причина — платформа цифрового рубля еще не создана. Банк России планирует запустить цифровой рубль в общественное использование в 2024 году, а пока идут разработка и эксперименты.

Третья причина — отсутствие инфраструктуры для цифрового рубля. Мало того, международной, ее нет и внутри России. Необходимо предпринимать усилия по интеграции в проект Multiple Central Bank Digital Currency (m-CBDC) Bridge — международный платежный шлюз трансграничных платежей в цифровых валютах центральных банков, в котором приняли участие Валютное управление Гонконга (HKMA) вместе с Банком Таиланда (BOT), Центральным банком Объединенных Арабских Эмиратов (CBUAE) и Институтом цифровых валют Народного банка Китая (PBC DCI). Предполагается проведение оптовых взаиморасчетов в национальных цифровых валютах. Также необходимо создавать собственные платежные шлюзы цифровых валют — хотя бы на пространстве ЕАЭС. Но таких проектов нет. Следовательно, в ближайшие три-четыре года цифровой рубль не решит для российского бизнеса задач международных расчетов.

Дайте все и сразу

Если оставить в стороне новомодные цифровые технологии и обратиться к классическим инструментам факторинга и инвестиций, можно обнаружить, что международные двухфакторные договоры помогут решить не только задачи международных расчетов, но и, благодаря неттингу платежей, позволят уменьшить объемы денег, пересекающие границу России, что несомненно скажется на безопасности относительно санкций и стоимости платежей. Инвестиционные фонды дружественных стран могут инвестировать в дебеторскую задолженность перед российскими компаниями с некоторым дисконтом и перепродавать нерезидентам такие бумаги. Хорошо работают и позволяют скрыть «российский след» расчеты по межсистемным договорам российской и нероссийской платежных систем с валовыми расчетами.

Только комбинация различных доступных методов расчета с иностранными контрагентами позволит диверсифицировать международные платежи и максимально вывести отрасль из-под санкционных ударов.

Нет «Святого Грааля», который вдохнет жизнь в международные финансовые связи и наполнит их ликвидностью. Необходимо приложить существенные усилия для создания всех доступных решений, системы мониторинга ликвидности и рисков, выставления и удовлетворения заявок в соответствии с заданными параметрами платежа: назначение, скорость, стоимость, уровень риска, валюта и пр.

В рамках создания такой глобальной распределенной платежной инфраструктуры предлагается реализовать систему платежных шлюзов, объединенных в единое платежное пространство путем создания интерконнекторов между существующими платежными системами, создание новых платежных систем и включение публичных сетей блокчейн в платежные контуры. Ожидаемо повысится роль систем быстрых платежей, которые адаптированы к расчетам в цифровых валютах центральных банков.

Развертывание сети интерконнекторов позволит создать платежную инфраструктуру повышенной устойчивости к санкционным ограничениям и сбоям, позволит диверсифицировать платежные маршруты, действовать в соответствии с национальными тарифами платежных систем и реализовать кросс-системный прием платежей в национальных валютах, национальных платежных карт и электронных средств платежа.

Экспорт национальных платежных систем

Правительства многих стран осознают, что требуется создание новых платежных решений, поддерживающих принципы суверенности, готовых работать с цифровыми валютами центральных банков, способных минимизировать влияние посредников и затраты, повысить безопасность, удобство и скорость транзакций. Обретение независимости национальных платежных систем потребует принципиально новой цифровой расчетной инфраструктуры, которая устранит проблемы использования существующих централизованных международных платежных систем и позволит сформировать новое международное расчетное пространство, что приведет к переходу на расчеты в национальных валютах стран, цифровых валютах и стейблкоинах.

В рамках создания глобальной распределенной платежной инфраструктуры Россия может предложить странам развернуть их национальные системы платежей, объединенные платежными шлюзами в единое платежное пространство. С таким решением ожидаемо повысится роль Систем быстрых платежей (СБП), которые будут адаптированы к расчетам в цифровых валютах центральных банков.

Развертывание национальных систем быстрых платежей и сети интерконнекторов между ними позволит создать платежную инфраструктуру повышенной устойчивости к санкционным ограничениям и сбоям, позволит диверсифицировать платежные маршруты, действовать в соответствии с национальными тарифами платежных систем и реализовать кросс-системный прием платежей в национальных валютах, национальными платежными картами и электронными средствами платежа. В результате такой работы будет выстроена децентрализованная платежная инфраструктура (Decentralised Payment Infrastructure, DePI), изображенная на схеме 2.

Время объединять усилия

С начала введения против РФ блокирующих ограничительных мер и государство в лице Правительства и Банка России, и частные финансовые и промышленные группы не создали надежной платежной инфраструктуры для международных расчетов, удовлетворяющей основным требованиями к новой инфраструктуре расчетов:

  • устойчивость к односторонним ограничительным мерам;
  • масштабируемость, вариативность платежных маршрутов;
  • надежность платежей;
  • безопасность платежей;
  • высокая скорость платежей;
  • низкая цена платежей.

По срокам реализации решения, требующие разработки, можно разделить на три группы:

Краткосрочные — могут быть применены с использованием уже существующих расчетно-клиринговых систем и предполагают обход односторонних ограничительных мер.

Среднесрочные — выстраивание собственной расчетно-клиринговой инфраструктуры и систем передачи финансовых сообщений.

Долгосрочные — переход на расчеты с применением цифровых активов: CBDC, ЦФА, контролируемые стейблкоины, децентрализованная финансовая система.

Краткосрочные задачи предполагают:

  • межсистемные расчеты между платежными системами;
  • использование публичных стейблкоинов в ограниченном объеме;
  • расчеты с переуступкой прав требования (Account receivable purchase agreements) через инвестиционные фонды;
  • расчеты на основе международного факторинга с использованием двухфакторной или многофакторной модели факторинга.

Среднесрочные задачи предполагают:

  • создание информационной платформы;
  • создание распределенной сети расчетно-клиринговых центров;
  • наполнение РКЦ ликвидностью.

Долгосрочные задачи предполагают:

  • создание и запуск платформы цифрового рубля Банком России;
  • участие в проекте Multiple Central Bank Digital Currency (m-CBDC) Bridge Project и создание аналогичных шлюзов цифровых валют;
  • создание международных платежных шлюзов трансграничных платежей в цифровых валютах центральных банков.

Для реализации краткосрочных и среднесрочных задач предлагается создать промышленный консорциум для осуществления проекта(ов) по созданию международной платежно-клиринговой инфраструктуры для совместного использования технологий, опыта участников с целью проведения внешнеэкономической деятельности.

Участниками консорциума предлагается стать банкам, обслуживающим ВЭД, промышленным группам и предприятиям импортерам и экспортерам.

Создание такого консорциума может поддержать Банк России — это позволит отработать механизмы международных расчетов с использованием цифровых валют в рамках правового поля, в том числе отработать механизмы функционирования и регулирование эмиссии обеспеченных стейблкоинов для целей внешнеэкономической деятельности.

Заключение

Россия обладает технологиями, необходимыми для создания независимой финансовой платформы, работающей по принципам децентрализованной платежной инфраструктуры. Внешнеполитические и, как следствие, экономические факторы, а также глобальный тренд перехода к новому технологическому укладу, переустройство глобального разделения труда и цепочек поставок подняли перед Россией экзистенциальные вопросы о технологическом и финансовом суверенитете.

Для достижения технологической независимости нам необходимо решить текущие острые проблемы, связанные с проблемами международных расчетов. Момент внедрения странами национальных цифровых валют открывает перед Россией окно возможностей экспорта финансовых технологий, что позволит заложить надежный фундамент для новой системы международных платежей безопасную для ее участников и независимую от вмешательства третьих стран.