Екатерина Кравцова
Начальник службы маркетинга ВТБ Факторинг
В октябре-ноябре 2022 года Ассоциация корпоративных казначеев совместно с ВТБ Факторинг и журналом «Финансовый директор» провели первое исследование перспектив использования ЦФА в российском корпоративном сегменте. Результаты опроса 292 компаний, 40 % из которых имеют выручку более 2 млрд рублей, позволяют сделать 5 основных выводов.
1. Россия обладает хорошим потенциалом для формирования рынка ЦФА и роста числа его участников
Около четверти компаний, ответивших на вопросы исследования, готовы выступить в роли эмитентов или инвесторов, а 10 % видят себя в обеих ролях, мотивируя это профессиональным любопытством или наличием практики таких сделок на рынке.
Потенциальных эмитентов ЦФА среди всех участников опроса ожидаемо оказалось больше (26 %), чем инвесторов (11 %). При этом 77 % компаний, имеющих свободную ликвидность для временного размещения, представляют сегмент с выручкой от 2 млрд рублей.
Сумма свободной ликвидности в отдельно взятой компании не является существенным фактором влияния на рынок ЦФА. Гораздо важнее наличие значимого пула компаний, располагающих свободной ликвидностью и готовых размещать эти средства. По результатам опроса 26 % компаний, имеющих свободную ликвидность, готовы с тем или иным условием инвестировать в ЦФА. Их доля в общем объеме участников опроса составляет 11 %.
2. Основным барьером роста числа участников рынка ЦФА является слабая осведомленность о продукте
Для устранения этого барьера необходимо проводить просветительские мероприятия с целью обучения практикам и обмена успешным опытом эмиссии и корпоративного инвестирования в ЦФА. Это позволит как минимум удвоить с текущих 11 % долю компаний, которые не только имеют возможность, но и потенциально готовы стать инвесторами в ЦФА.
Активный обмен информацией о сделках с ЦФА важен и для роста числа эмитентов, т. к. по результатам исследования позитивный пример других участников рынка является важным стимулом для первого выпуска. Около 17 % респондентов назвали этот фактор условием эмиссии ЦФА в своей компании.
Исследование «Перспективы использования ЦФА в российском корпоративном сегменте»
ССЫЛКА
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Антон Мусатов
генеральный директор
ВТБ Факторинг (ГК)
ЦФА пока новый продукт для России, но уже более четверти компаний готовы использовать его для решения бизнес-задач и рассматривать как перспективное направление в управлении ликвидностью. По нашей оценке, суммарный объем рынков, которые потенциально могут стать целевыми для выпуска ЦФА, составляет от 30 до 35 трлн рублей.
Даже с консервативной оценкой его проникновения как нового инструмента в 3—5 %, в среднесрочной перспективе объем рынка может составить 1—2 трлн рублей.
3. Несовпадение ожидаемых сроков обращения и инвестирования в ЦФА будет препятствовать развитию рынка ЦФА
Для большинства потенциальных эмитентов (72 %) оптимальным является срок обращения ЦФА от 90 дней, в то время как 51 % потенциальных инвесторов готовы размещать свободную ликвидность преимущественно на срок до 15 дней.
Снять остроту конфликта сроков заимствования и инвестирования может появление инфраструктуры вторичного обращения ЦФА, облегчающей процесс многократной купли-продажи ЦФА в течение срока их обращения. В отсутствие такой инфраструктуры преимущество ЦФА сводится к упрощенному процессу получения финансирования, а ценность продукта по сути своей не отличается от операций факторинга или оборотного кредитования, но с более высокой степенью публичности сделок.
4. Стоимость заимствований через выпуск ЦФА не станет барьером для потенциальных эмитентов
Существующий уровень кредитных ставок для бизнеса вполне отвечает ожиданиям потенциальных инвесторов к доходности вложений — на 0,5—1,5 % выше уровня депозита или ключевой ставки ЦБ, которые используются ими в качестве ориентира.
Наибольшим аппетитом к уровню доходности инвестиций в ЦФА отличаются крупные компании с выручкой от 10 млрд рублей. Кроме того, они чаще компаний из других бизнес-сегментов готовы предоставлять деньги на срок от 60 дней.
5. Рынок ЦФА вряд ли обойдется без участия банков и финансовых компаний
Несмотря на развитую культуру оценки кредитных рисков контрагентов, обязательной для самостоятельной работы на рынке ЦФА, 60 % респондентов заявили о потребности в дополнительной независимой экспертизе не связанных с ними нефинансовых компаний. Более того, значимая доля респондентов (6 %) готова инвестировать только в ЦФА, выпущенные финансовыми компаниями.
Эмиссия ЦФА при непосредственном участии профессиональных финансовых провайдеров решает проблему кредитного качества и снижает риски дефолтов эмитентов, что позитивно влияет на уровень доверия к новому рынку, стимулирует его развитие и создает возможности для финансовых компаний выступать в качестве успешных эмитентов ЦФА, обеспеченных активами своих клиентов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.