Мы поговорили с NFT художником и узнали, как развивается этот рынок, сложно ли достичь успеха и сколько на нем можно зарабатывать.

Роман, как вы оказались в искусстве и почему стали художником?

Я всегда был творческим человеком, в детстве прошел художественную школу. При выборе специальности дисциплины, связанные с искусством, стали определяющими. Мне никогда не хотелось ни в юристы, ни в медики. Поэтому я поступил на архитектуру в Новгородский государственный университет, позже учился в Высшей школе графического дизайна в Москве.

После окончания университета работал сначала графическим дизайнером, затем занимал посты арт-директора питерского клуба «Зенит», компании Wildberries. Постепенно стал писать картины. Совмещать было сложно, поэтому решил сменить сферу деятельности и ушел в художники. Теперь это моя профессия.

Какие сегодня направления востребованы в искусстве и появились ли новые темы у художников?

Развивается эпоха цифрового искусства, художники активно участвуют в современных темах, создают инсталляции и т. д. В последнее время появилось много керамистов, скульпторов. Стало намного больше возможностей. Если раньше, например, в эпоху Возрождения был ограниченный круг тем – в основном церковные, библейские и мифологические сюжеты, то теперь это может быть что угодно. Сменился и формат работы.

Сегодня художник – это 30% создания картин и творчества, а оставшиеся 70% – пиар и маркетинг. Не знаю, к счастью или к сожалению, но сейчас так.

Как вы увлеклись виртуальным искусством?

У меня в РОСНАНО проходила выставка, аудитория которой отчасти была погружена в мир виртуального искусства. Мои работы вызвали интерес, и мне предложили принять участие в цифровой выставке, где кроме меня не было ни одного «академического» художника с опытом международной экспозиции.

Я с недоверием относился к цифровому искусству, мне казалось, что за ним ничего не стоит. Можно сказать, что я был противником NFT – мол, это несерьезно, этим занимаются 3D-художники, моушн-дизайнеры и т.д. Но было решено попробовать – мне хотелось глубже познакомиться с направлением, понять, как все работает.

Это была первая крупная выставка в Восточной Европе Digital Art EXPO, куда меня позвали хедлайнером – с живым стендом и большими мониторами, где транслировались работы. Я прошел весь путь от создания аккаунта на площадке, регистрации, наличия криптовалюты до создания картин, технических моментов и т.д. Любопытно, что на стенде, помимо виртуальных произведений, стояла и живая работа на мольберте.

Тогда была продана моя первая диджитал-работа за эфир – персонаж картин, который надувает мыльный пузырь.

В чём ценность виртуального искусства, если работы нельзя даже повесить на стену?

Здесь можно поспорить, потому что существуют специальные мониторы, которые вешаются дома и на которых транслируются NFT. Например, в Дубае в отелях размещаются большие экраны с NFT – так работы могут транслироваться по всему миру.

Кроме того, живые работы акрилом на холсте у меня большого размера – полтора метра и больше. Не скрою, что логистически такие полотна дороги, и не всегда возможна транспортировка. С NFT таких моментов нет: здесь покупатель мгновенно становится обладателем работы, и это существенный плюс.

Обычно я продаю работы через галереи и не знаю, кто мой покупатель, а на площадке NFT можно с ним познакомиться – узнать, как он выглядит, сколько ему лет, прочитать о нем и посмотреть его коллекцию NFT работ. Здорово, что художники могут видеть свою целевую аудиторию.

Насколько хорошо и быстро NFT искусство приживается в России?

На мой взгляд, года два-три назад был бум, а сейчас тема не так актуальна – не только на российском рынке, но и в мире в целом. Грубо говоря, все «поигрались», и интереса стало меньше, но он все равно есть. Думаю, площадка в виде NFT еще формируется и себя покажет.

Стоит ли художнику идти в сферу NFT и нужно ли ему специальное образование? Надо ли вкладывать какие-то деньги для того, чтобы стать художником?

Мне кажется, специальное образование особо не нужно. Главное иметь вкус и владеть графическими редакторами. Но даже без владения программами можно размещать свои работы. Многие мои знакомые с академическим художественным образованием не владеют узкими графическими программами и обращаются к специалистам.

Аутсорсинг – распространённая практика для данной сферы, но это не отменяет ваших идей и стилистики.

Деньги нужно вкладывать, когда вы размещаете свою работу. Выбор площадки требует вложений, «газ» (кол-во вычислительных усилий для проведения транзакции) всегда происходит платно, услуги графических специалистов и т.д. – затраты есть, и это нормально.

Как вы рисуете и как рождаются идеи?

Я беру идеи со своих картин и транслирую их в NFT. Сначала придумываю картину на холсте, а потом перевожу ее в цифру. Статика сменяется динамикой – многие элементы оживают, вращаются, двигаются, и картина преображается, приобретает новые смыслы. После заливаю работу на площадку Foundation – это одна из самых крупных на рынке.

Как вы устанавливаете цены?

У многих художников для картин, выставленных в галерее, может быть одна цена, а при продаже напрямую – другая. В сфере NFT все происходит «по белому», и поменять стоимость не получится. Тут важно провести мониторинг и грамотно себя оценить. В моем случае расчет происходит из того, сколько стоят мои живые картины и насколько я востребован. Когда я стал продавать цифровые работы, дешевле эфира поставить цену было нецелесообразно – поэтому стоимость варьировалась от эфира (на тот момент это около двух-трех тысяч евро) и выше.

Сферу NFT я не рассматривал как основной заработок – это был только один из кейсов. У меня такая позиция: если я современный художник, то должен пользоваться благами того времени, в котором живу. Кто-то специализируется именно на NFT, и у него нет реальных полотен, у кого-то наоборот. Здесь все зависит оттого, насколько хорошая идея и насколько хорошо вас продают. В те дни, когда у меня были выставки, я указывал реальные сайты, и многие из сферы NFT переходили на мой основной сайт. Классно, что такой кейс позволяет обратить на себя внимание как в России, так и за рубежом – это популяризация себя как бренда.

Мне кажется, чем художник больше представлен на хороших площадках, тем лучше. И тем выше его ценность.

Как устроены площадки?

Попасть на премиальные площадки можно только по приглашению – это достаточно сложно, и нужны связи. Есть более демократичные, например, Rarible, доступные для любого пользователя. В силу открытости там представлены тысячи работ абсолютно разного качества, пробиться естественно сложнее. Я свои NFT продал через галереи – они сделали мне выставку, привлекли клиентов, учитывая мою стилистику. Нужно сказать, что галереи формируют свои базы, также и в сфере NFT они есть – принцип похож.

Как обстоят дела с авторским правом?

Есть смарт-контракт, работа прописывается, указывается, есть ли живой аналог картины и предоставляете ли вы какие-либо права на эту работу.

В моем случае авторство всегда остается за художником. Удобно, что твою работу покупатель может перепродать, как и живую работу. Но в NFT с каждой продажи художник получает 10% роялти в отличие от живых картин, когда автор даже не знает о том, что полотно перешло в другие руки. Цифровая сфера позволяет проследить весь путь – это большой плюс.

Есть ли у вас кумиры среди виртуальных художников? А классических?

На самом деле их очень много, и кого-то выделить не смогу. Так как тема новая, для меня фаворитов нет, я наблюдаю за многими и мне интересно, как сложится их путь дальше. Из классических могу выделить Модильяни и Матисса.

Приобретали ли вы сами произведения NFT?

Пока такого опыта не было.

Какие планы на будущее?

Продолжу развивать кейс с NFT, я активно слежу за этой областью. В приоритете, конечно, традиционное живое искусство и создание новых картин.