27 марта 2018 года в Audi City Moscow состоялся семинар «Торговое финансирование: практика применения факторинга и документарных операций для финансирования рабочего капитала». Организатором мероприятия выступила Ассоциация корпоративных казначеев при участии Группы компаний «РОЛЬФ» и ВТБ Факторинг. Модерировал мероприятие президент Ассоциации корпоративных казначеев, директор Департамента казначейства и управления рисками ГК РОЛЬФ Владимир Козинец.

Открыл программу семинара исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко. Его выступление было посвящено анализу рынка факторинга за 2017 год, оборот которого превысил 2,4 триллиона рублей, объединив более 5,5 тысяч клиентов и 11 тысяч дебиторов. ТОП-5 в категориях «Портфель рынка» и «Выплаченное финансирование» представленных Дмитрием Шевченко, принадлежит компаниям: ВТБ Факторинг, Альфа-Банк, Группа Промсвязьбанка, ГПБ-факторинг и Сбербанк Факторинг. С одним отличием: в «Портфеле рынка» вторую строку занимает Альфа-Банк с 51 млрд. рублей, оставляя Группу Промсвязьбанка на третьей позиции с 44 млрд. рублей, а по «Выплаченному финансированию» на второй позиции находится Группа Промсвязьбанка с 227 млрд. рублей, выплаченных клиентам (Альфа-Банк с показателем в 219 млрд. рублей занимает третье место). В обеих категориях безусловным лидером является ВТБ Факторинг, опережая по показателям ближайших соседей в два раза.

По профинансированным клиентам и уступленным поставкам согласно итогам 2017 года лидирует Группа Промсвязьбанка с показателями в 1265 клиентов и более чем 3,8 млн. уступленных поставок. Лидерство по итогам 2017 года по портфелю в отраслях (в % от общего объема) расположилось следующим образом: оптовая торговля — ВТБ Факторинг (40%), производство — ВТБ Факторинг (37%), производство продуктов питания — ГПБ Факторинг (29%), производство машин и оборудования — ВТБ Факторинг (44%), торговля продуктами питания — ВТБ Факторинг (54%), торговля электроникой и БТЭ — Альфа-Банк (43%). Более подробная информация и аналитика по рынку факторинга представлена на сайте Ассоциации факторинговых компаний www.asfact.ru.

Продолжил программу семинара руководитель Дирекции по работе с клиентами компании «ВТБ Факторинг» Корнелиу Робу с выступлением на тему «Факторинг как способ управления кредиторской задолженностью». Он отметил, что сегодня управление кредиторской задолженностью с помощью факторинга является новым трендом в корпоративных финансах. ВТБ Факторинг в прошедшем году выплатил поставщикам 30% финансирования на покрытие кредиторской задолженности, а общий мировой объем рынка SCF в 2017 г. составил $500 млрд. В рамках агентского факторинга как недолгового инструмента управления ликвидностью ВТБ Факторинг предлагает ряд простых и востребованных решений: фактор оплачивает счета компании-заказчика, замещает дорогое оборотное финансирование поставщика, удлиняет отсрочку платежа до 1 года, снижает расходы на закупку, а также не требует факторинговых договоров с поставщиками.

Корнелиу Робу рассказал и о комплексной программе финансирования поставщиков ВТБ Факторинга, которая позволяет получать финансирование под безусловную ответственность заказчика, увеличить срок контрактной отсрочки, применять упрощенный режим финансирования поставщиков, снизить нагрузку по управлению финансированием поставок, повысить надежность и своевременность поставок.

ВТБ Факторинг совместно с журналом «Финансовый директор» запустили проект «Справочник финансового директора», который собрал множество материалов в области факторинга как от специалистов ВТБ Факторинг, так и от приглашенных экспертов. Основной массив материалов доступен на сайте www.vtbf.fd.ru Также на сайте доступен «Калькулятор скидки и отсрочки», с помощью которого можно легко рассчитать, какую максимальную скидку покупатель имеет право потребовать от поставщика при неизменной отсрочке, или на какой срок он сможет удлинить отсрочку платежа без увеличения итоговой стоимости закупки, включая расходы на финансирование кредиторской задолженности.

Директор по продажам Сбербанк Факторинг Александр Пестов продолжил семинар с выступлением на тему «Факторинг как инструмент развития бизнеса». Сбербанк Факторинг определяет три основные стратегии своей работы: работать со всеми сегментами, предлагая для каждого бизнеса свои решения; переводить клиентов на электронные каналы связи и обеспечить готовность взаимодействовать со всеми провайдерами и площадками во всех регионах.

Александр рассказал о совместном проекте с «М-видео», который позволил популяризировать электронный документооборот и продемонстрировать успешность работы без участия провайдеров или иных третьих лиц в связке поставщик-дебитор-банк. Сегодня к этой системе уже подключился ряд банков для тестирования и оценки возможности использования данной технологии, также ведется работа с крупными компаниями из металлургической и нефтегазовой отраслей.

Завершила программу семинара дискуссия «Топ-5 проблем факторинга в России и как договариваться бизнесу и фактору?», которую модерировали руководитель казначейства Группы компаний АвтоСпецЦентр Михаил Хорошев и Начальник департамента по управлению финансами ООО «ЕвразХолдинг» Дмитрий Садчиков. Михаил рассказал о сложностях в коммуникациях на рынке факторинга между бизнесом и фактором. Он подчеркнул, что компании не всегда могут детально донести свои пожелания и ожидания, а банки – разъяснить свои предложения. В результате на согласование и обсуждение могут уходить целые месяцы. В числе основных проблемных зон он отметил верификацию поставок и проблемы с документооборотом. Михаила поддержала и руководитель финансового отдела ООО «АШАН» Анастасия Аминова. Она согласилась с Михаилом, рассказав о том, какие решения в этой области реализует АШАН.

Владимир Козинец напомнил, что в настоящее время ЦБ РФ и НРД ведется работа по созданию единой системы платежных шлюзов, которая призвана стать единой системой документооборота, позволяющей обмениваться в том числе и хозяйственными документами. К этой работе Владимир пригласил включиться и факторинговое сообщество.

Участники семинара, представляющие банковское сообщество, отметили необходимость стандартизации форм и формулировок типовых уведомлений на рынке факторинга. Дмитрий Шевченко от имени Ассоциации факторинговых компаний подчеркнул, что важна гибкость в подходах между бизнесом и фактором, а унификация и стандартизация является функцией и правом государства. Он привел в пример успешный опыт ООО «АШАН», эффективно справившегося с такой задачей.

В продолжение дискуссии участники обсудили европейский опыт решения существующих проблемных вопросов на рынке факторинга, ожидания, перспективы и основные векторы развития отечественного рынка на ближайший период.