Расскажите про ваш карьерный старт.
Несмотря на то, что по первому образованию я инженер в промышленной теплоэнергетике, так получилось, что с 1999 года моя жизнь неразрывно связана с банковским сектором.
Мне повезло: моя карьера началась в отделе развития РосЕвроБанка. Не прошло и года, как меня переманили в отдел методологии, на лучшую должность и зарплату. Наверное, именно на этом все могло бы и закончиться, но я девушка активная и довольно быстро поняла, что методолог – это не про меня. Точнее, я могу быть методологом, но не хочу. Нельзя заниматься тем, что не приносит тебе удовольствия, решила я. И при первой же возможности снова вернулась в отдел развития. РосЕвроБанк – небольшой, на тот момент он был, по-моему, в пятой десятке банковского рейтинга. Закономерно, что открытие отделений, а именно этим занимался отдел развития, происходило не очень активно. Два-три отделения в год – предел. Для меня это, конечно, было неплохо: размеренный темп позволил набраться опыта. Но довольно быстро мне этого стало мало. Снова захотелось перемен.
И вы вернулись в отдел методологии?
Нет, зачем? Перемены – это развитие. Проработав немногим больше трех лет, я перешла в «Райффайзенбанк». Ситуация на тот момент была достаточно интересной: «Райффайзен» начал активно продвигаться на рынке, менять стратегию. Его тогда возглавлял Мишель Перирен, а чуть позже Йоханн Йонах – достаточно влиятельный и умный человек в финансовой сфере. Под его руководством «Райффайзен» купил «Импэкс» и запустил открытие десятков отделений по всей России.
Рост был потрясающим. Мы работали без преувеличения круглосуточно. Это было замечательное время. В этот момент я уже де-факто занимала руководящую позицию и управляла отделом развития Москва – Питер, где открывалось больше всего отделений. Но юридически должность руководителя отдела мне не давали. Меня мучил вопрос: «Почему нет повышения по карьерной лестнице?»
И почему же?
На мой прямой вопрос г-н Йонах намекнул: «Как тебе объяснить. Во-первых, ты девушка, во-вторых, тебе 26. А головной офис в Австрии утверждает, что это должен быть мужчина не младше 40 лет…»
Надо отдать должное, довольно скоро я все же получила желаемую должность. Полтора года я успешно руководила направлением развития в «Райффайзенбанке». А затем наступил 2008 год – год больших перемен. Наш отдел – пожалуй, самая затратная история для банка. На тот момент все филиалы, которые планировались, были открыты, а основной план развития, который мы сделали за 1,5–2 года, закончен. И вот мне 27, я управляю достаточно большим отделом, мне все понятно, я все знаю. Все интересно, все круто, все получается. Но я снова задаюсь вопросом: а дальше что? Следующая позиция – например, зампред – это еще лет 20 работы. Целая вечность. В тот момент я остановилась, выдохнула, поняла, что такой план развития меня не устраивает, и ушла из «Райффайзена» в течение недели. Решение было принято буквально за один день. Я решила, что пора сделать перезагрузку в своей жизни, и улетела в Новую Зеландию, подтянув свои навыки английского языка.
Вот так, одним днем?
Да. Уволилась я быстро, оперативно сделала визу и через пару-тройку недель уже была в Новой Зеландии. Ни разу об этом не пожалела, хотя мне все говорили: «Ты что, с ума сошла? У тебя банковская карьера, достойная зарплата, ты руководитель, у тебя командировки». Но когда достигаешь своей цели, а новых не появляется, ты останавливаешься. Мне нужно все время работать, все время совершенствоваться, развиваться, а не стоять на месте.
Именно тогда вы решили стать дизайнером?
Не совсем так. Помог случай. Я прилетела из Новой Зеландии, а спустя две недели подруга пригласила меня на свой день рождения. Среди приглашенных была масса талантливых и успешных людей. Как выяснилось, одна из девушек окончила учебу по дизайну интерьеров. Мне это показалось интересным, и я спросила, где проходило обучение. Оказалось, что она окончила Московский университет культуры и искусств (МГУКИ), получив второе высшее образование. Я подумала, что это знак. Мне всегда это было интересно: когда мы строили отделения, в моем отделе были дизайнеры и архитекторы. Мы совместно придумывали планировки, самостоятельно проектировали. Это были люди, которые работали под моим руководством, но я не знала, как это делается руками. Не знала нюансов. Например, сотрудник говорил мне, что это нужно рисовать неделю, а на самом деле требовалось 2 часа. Но на тот момент я этого не знала и соглашалась.
Вас обманывали сотрудники?
Скорее хитрили. Чтобы впредь такого не случалось, чтобы самой все понимать, я решила учиться. Запомнила институт, залезла в интернет. Оказалось, что курс по дизайну интерьеров набирали раз в год. Было, как сейчас помню, воскресенье, группа стартует во вторник, осталось одно место. Однако, в итоге, оно стало моим.
Сколько длилась учеба? Удавалось совмещать с работой?
Учеба длилась полтора года – это был не обычный вечерний курс, а самый настоящий, полноценный учебный день. Полдня теория, полдня практические задания. Практически невозможно совмещать с ежедневной работой в пятидневном графике. Те, кто пытался, в итоге не доучились. Но открылась возможность вести проекты в области дизайна (а это свободный график), чем я с радостью и воспользовалась. Проучившись несколько месяцев, я получила первые заказы. Со строительством офисов проблем не было, а тут меня друзья еще попросили помочь с оформлением дизайна квартиры. В итоге через некоторое время я уже открыла свое юридическое лицо, хотя и понимала, что у меня еще нет диплома. Приложив немало собственных сил, я отработала объекты достаточно качественно. К тому времени я окончила учебу и имела в своем послужном списке несколько готовых объектов.
Вам не было страшно?
Конечно, было немного боязно. Когда ты начинаешь с нуля любое дело – это сильное падение в доходах изначально. Признаюсь, в начале учебы я даже сходила на пару собеседований, и в банковской среде прошел слух, что я занимаюсь поиском работы, после чего мне начали усиленно звонить. Но это было из серии «откройте секреты, как вы реализовали ту или иную задачу». А я корпоративных секретов не раскрываю. Были интересные предложения. Но! С каждым собеседованием я понимала, что мне не очень хочется возвращаться в эту историю. Я так и сказала: «Ребята, у меня есть проекты, которые приносят деньги. Пусть пока не такие большие, но мне нравится этим заниматься, а значит, деньги придут». Так и случилось.
Вы начинали в одиночку или сразу нанимали сотрудников?
Подбирать персонал пришлось сразу. Самой все успеть невозможно. Один объект можно вести качественно, два – тяжело, три – уже фактически невозможно, потому что уровень снижается. Всегда должно быть несколько человек. Нельзя все брать на себя. Нужно делегировать задачи, причем с самого начала. Необходимо во всем разбираться, начиная с чертежей и заканчивая визуализацией пространства. Сидеть несколько дней и просто рисовать для меня – непозволительная роскошь. Для этого есть специально подготовленные люди, которым ты даешь идею будущих работ, они сидят, рисуют, а уже потом клиент видит результат. Только так. Это про параллели бизнес-процессов. Всегда нужно делегировать полномочия сотрудникам.
Сколько сейчас людей в компании? И сколько ей лет?
На постоянной основе 7 человек, а самой компании 11 лет. Я не стремлюсь к большим объемам, потому что так или иначе все равно вникаю во все проекты, которые идут, будь то более интересные или менее интересные. В какие-то больше, в какие-то меньше. Если это стандартная история, она мне уже не очень интересна. Если интересная история – и тут вопрос не про деньги, а про самореализацию, когда тебя захватывает идея, – то ты этим занимаешься, и тебе это нравится. Ты хочешь вникать в каждый пункт, и тебя должен радовать каждый конкретный проект. В принципе, студии дизайна не бывают очень большими. Если компании проектируют гостиницы, там может быть 20–30 человек, но нам такое большое количество людей не нужно. Люди, которые сидят на фрилансе, в большой проект подключаются с огромным желанием. А этого, я считаю, более чем достаточно. Кстати, в параллельной работе у нас обычно порядка 15 проектов.
Вы это серьезно?
После «Райффайзена» мне не привыкать – там мы в год открывали по нескольку десятков отделений. Поверьте, объемы – это не так страшно, потому что ряд объектов строится несколько месяцев, а порой, и несколько лет. Не всегда всё зависит от нас, больше от желаний и возможностей клиента. Кто-то хочет очень много, но на данный момент может позволить себе лишь какую-то часть. Он принимает решение: «Я буду строить 2–3 года, дом не на год, до конца жизни, хочу все сделать максимально качественно». Они, естественно, делают блоками, но заработав деньги, наполняют объект. Мы в этом участвуем практически всегда и доводим все свои объекты до готовности.
Каких проектов у вас больше?
Трудно сказать. Есть и жилые, и нежилые пространства. Во многом зависит от ситуации на рынке. После введения санкций многие боялись вкладываться в офисы, но в квартирах и домах люди жили, живут и будут жить, хотя и станут выбирать бюджетные решения.
У нас очень много интересных проектов Мы работали с РПЦ, с московским правительством, NVisionGroup, КупиКупон, с правительством Бангладеш.
У людей имеются потребности в помещениях. Мне иногда не хватает банков, по ним я периодически скучаю, потому что там можно делать все стандартно: открыл одно отделение, и нет проблем – все по брендбуку, лишь корректировка относительно имеющегося пространства.
Как вас находят?
Процентов 70 – рекомендации. Остальное – социальные сети, интернет в меньшей степени. Сейчас чаще доверяют личным советам. Если коллега или знакомый сказал, что ему та или иная компания сделала замечательный проект, то, скорее всего, попросят твои контакты. Неоднократно были публикации наших проектов в журналах, после чего также приходили новые клиенты.
Сколько по времени в среднем длится проект?
Как правило, в среднем 2–3 месяца. Если мы говорим про большие дома, то одно дело – прорисовать, согласовать, другое дело – реализовать на практике. Мы стараемся вести проект до самого конца, включая авторский надзор. Это когда мы помогаем выбирать всю внутреннюю отделку, мебель и даже декор – всю ту красоту, которую «видно глазами». Это, конечно, дополнительные расходы для клиента, но почти все соглашаются, потому что снимается много головной боли на момент реализации. Каждый должен заниматься своим делом. Я считаю закономерным доверять профессионалам.
Ваш самый крупный проект?
Один из самых крупных проектов в Калужской области – 600 гектаров. Проект коттеджного поселка с озером, развлекательной системой, картингом, лошадьми, рыбалкой, домами, нарезкой площадей. Проект прошел защиту губернатора, и на сегодняшний день он находится в стадии реализации.
Расскажите о своих планах. Может быть, у вас есть мечта в плане бизнеса или какой-то особенный проект?
Они есть всегда. Например, построить гостиницу в Европе. Некоторые проекты мы уже смогли реализовать за границей. В той же Австрии мы делали несколько квартир в строящемся доме. Была договоренность, что застройщик сразу сделает планировку, которую клиент согласует. В итоге, когда предоставили проект, застройщик был удивлен, как это можно было придумать. И попросил разрешения использовать эту планировку во всех строящихся домах с нашими параметрами. И это международная организация, у которой свои дизайнеры и архитекторы в штате. Было приятно.
Как происходит коммуникация, если проект за границей? Вы туда лично выезжаете и там находитесь? Или общаетесь онлайн?
Чаще всего общение происходит вживую. Но бывают и исключения. У нас был проект в Магадане. Заказчик собирался полностью оплатить все издержки, лишь бы представители нашей студии прилетели на место, желательно со мной. Но чтобы прилететь в Магадан и сопровождать проект, нужно как минимум дней на 5 отключиться от работы в столице. Я должна была фактически игнорировать других клиентов, а это неправильно. Поэтому мы делали проект в режиме онлайн, подобрали все так же, рассказали, где что купить, фотографировали, присылали. В Европу мы летали, замеряли – там никаких сложностей не было. До Вены добираться 1,5–2 часа, поэтому можно выехать на выходные и сразу вернуться назад. Магадан – это намного сложнее. К тому же, все проходило зимой, поэтому появился риск застрять в аэропорту. Мы не отважились.
Есть направления в дизайне, к которым вы вообще не прикасались бы?
Нет, я не придерживаюсь одного направления. Кто-то делает, допустим, только квартиры или только офисы. Для меня это скучно, и всех своих сотрудников я стараюсь тоже таким образом развивать как дизайнеров, чтобы они могли работать над разными проектами. Творческим людям скучно заниматься чем-то одним, у них совсем иной склад ума.
Хобби стало делом жизни?
Мой принцип: если я работаю, я должна получать от работы и удовольствие, и деньги. Не может быть только удовольствие или только деньги. Если только деньги, это неинтересно. Если только удовольствие, тоже неинтересно – художник не может оставаться голодным. Оба фактора должны сочетаться – иначе я не могу работать.
С коллегами из банковского сектора поддерживаете отношения?
Да, особенно с теми, которые раньше были моими сотрудниками. Многие до сих пор мне пишут с благодарностью, вспоминая работу под моим началом. Я горжусь многими своими коллегами – некоторые очень высоко поднялись по карьерной лестнице, никто не стоит на месте.
А хотели бы вернуться на работу в банк?
Глобально не исключаю. Но это должен быть большой и интересный проект, который смог бы заинтересовать меня. На сегодняшний момент не думаю, что в банковской сфере существует какой-то огромный план слияния или развития, который будет мне интересен. Если это серьезный и финансово интересный проект, то можно – но при условии, что моя команда придет со мной. Это мои коллеги, которые прошли со мной огонь, воду и медные трубы и они – настоящие профессионалы.
Еще один важный фактор – это банк, где я хочу работать, что будет приносить удовольствие и радость. Когда я переходила в «Райффайзенбанк», я хотела и пыталась туда пробиться года полтора. Мониторила сайт, отслеживала вакансии и позиции банка. «Райффайзен» и «Юникредит» – два банка, которые были моей мечтой. И она сбылась.
Что вы посоветуете нашим читателям?
Если вы о чем-то искренне мечтаете – делайте! Самое главное – не бояться. Просто берите и делайте. И не думайте о провале. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Возможно, придется бросить то, чем заняты сейчас. Рискнуть. Ведь ничего грандиозного нельзя построить, находясь на определенном месте работы, потому что это время, это отдача. Получится, что или ту работу делаешь не до конца, или эту. В идеале, конечно, лучше иметь хотя бы какую-то минимальную подушку безопасности. Как бы ни банально звучало, нужно иметь свою квартиру и желательно свою машину, чтобы не думать о том, что тебе надо перемещаться, а ты не можешь. Бояться не стоит: у меня перед глазами масса примеров, когда люди попробовали, сделали и не пожалели ни разу.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.