Татьяна Сафонова

K.э.н., доцент, советник налоговой службы I ранга
Партнер, Руководитель Налоговой Практики O2 Consulting

Российскими компаниями и крупными холдингами на регулярной основе проводится множество однотипных финансовых операций на денежном рынке, в том числе с участием банков. При этом компании несут существенные транзакционные издержки в виде комиссионных банкам, затрат на менеджмент, подготовку юридической документации и обеспечение процессов внутренних согласований.

Мы полагаем, что часть рутинных бизнес-процессов может быть реорганизована с использованием современных цифровых технологий, путем выпуска цифровых инструментов, обращающихся в системе распределенного реестра. При этом токенизировать имеет смысл только те операции, совокупные издержки по которым превышают стоимость выпуска и обращения цифровых инструментов.

Действующим законодательством уже предусмотрены некоторые виды цифровых инструментов (Рис. 1), которые при умелом использовании могут быть весьма полезны при проведении отдельных финансовых операций.

При этом следует учитывать, что, согласно позиции экспертов, цифровая форма имущественных прав (цифровое право) никак не влияет на юридическую природу прав, лежащих в основе цифровых инструментов1.

Цифровые финансовые активы (ЦФА)2 (регулируются Законом «О ЦФА» и обращаются без НДС, в НК РФ для них установлен специальный налоговый режим) – цифровые права на ограниченный перечень имущественных прав, а именно, на:

  • денежные требования;
  • возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
  • права участия в капитале непубличного акционерного общества;
  • требование передачи эмиссионных ценных бумаг.

Мы полагаем, что на практике в форме ЦФА могут выпускаться и обращаться на вторичных торгах цифровые права на денежные требования (дебиторская и кредиторская задолженность, факторинг, облигационные займы, структурные ноты, внутрикорпоративные займы, выдаваемые в рамках кэш-пуллинга, финансовые гарантии, включая CDS (кредитные дефолтные свопы) и т.п.).

Утилитарные цифровые права (УЦП) (регулируются Законом «Об инвестплатформах»3 и обращаются с НДС, специальный налоговый режим для них не установлен) – цифровые права на ограниченный перечень имущественных прав, а именно, на:

  • требование передачи вещи;
  • требование передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • требование выполнения работ и оказания услуг.

В форме УЦП могут выпускаться складские свидетельства, НМА, стандартные объемы работ и услуг, которые могут торговаться между аккредитованными поставщиками товаров работ и услуг для корпораций. Следует отметить, что близкие по техническим решениям, обеспечивающим выпуск и обращение в системе распределенного реестра (блокчейне), ЦФА и УЦА отличаются набором прав (базовым активом), лежащим в их основе, и регулируются разными законами с одинаковыми номерами 259-ФЗ. Закон «Об инвестплатформах» принят раньше и предполагалось, что он будет регулировать отношения связанные с краудфандингом (облегченная возможность венчурного финансирования для мелких частных инвесторов). Закон «О ЦФА» принят позже и направлен на регулирование оборота финансовых инструментов, выпущенных в цифровой форме. При этом организация обоих рынков, его участники и документация весьма схожи и по большей части списаны с регламента организованной торговли классическими финансовыми инструментами (Рис. 2 и 3).

Так участниками рынка цифровых инструментов являются:

  • операторы информационных систем4/инвестплатформ, а также операторы обмена (для ЦФА)5, которые оказывают услуги по обеспечению доступа к инструментам;
  • цифровые инструменты;
  • инвесторы, которые первично выкупают выпуск или покупают и продают (обменивают) цифровые инструменты на вторичных торгах.

Компании могут выполнять в сделках с цифровыми инструментами различные функции. В зависимости от того, кем они являются в сделке, учет и налогообложение для них будут различными.

Ряд экспертов признают ЦФА и УЦП цифровым аналогом уже существующих финансовых инструментов (акций, облигаций, векселей, займов). Однако это не совсем верно. ЦФА – это цифровая форма некоторого имущественного права, которое может быть аналогично тому или иному имущественному праву, лежащему в основе классических финансовых инструментов: акций, деривативов, займов, облигаций и т.п. При таком подходе законодателя к определению гражданско-правовой природы цифровых инструментов для целей регулирования и учета необходимо каждый раз определять, какое право лежит в основе цифрового инструмента. При этом регулирование ЦФА и УЦП в значительной степени осуществляется в соответствии с отраслевым законодательством, принятым для соответствующих прав, лежащих в основе ЦФА/УЦП.

В данной связи решение налоговиков о введение специального налогового режима для ЦФА, не предусматривающего учет расходов по ним в общей налоговой базе, выглядит поспешным и не столь удачным по сравнению возможным применением к ним отлаженных налоговых режимов, давно принятых для различных видов активов с аналогичными лежащим в основе ЦФА правами.

Гибридные цифровые права (ГЦП) (упоминаются в Законе «О ЦФА», в НК РФ для них установлен специальный налоговый режим с частичной уплатой НДС) – цифровые права, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права.

В этой форме могут выпускаться инструменты на товары, работы и услуги, включающие одновременно денежные требования. В данном виде можно выпускать любые стратегии, обычно лежащие в основе структурных инструментов.

Цифровые свидетельства (регулируются Законом «Об инвестплатформах», специального налогового режима нет) – неэмиссионная бездокументарная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая принадлежность ее владельцу УЦП, распоряжаться которым имеет возможность депозитарий, и закрепляющая право ее владельца требовать от этого депозитария оказания услуг по осуществлению УЦП и (или) распоряжению им определенным образом. В Государственную Думу внесен отдельный законопроект по цифровым свидетельствам6.

Банк России также выпустил доклад7 о токенизированных безналичных деньгах на счетах в банках, которые могут стать следующим видом цифровых инструментов, используемым на российском финансовом рынке.

Для подготовки и реализации пилотных проектов по выпуску и организации обращения различных видов цифровых инструментов под различные бизнес-процессы компании нужно решить следующие вопросы:

  1. Разработать бизнес-план проекта.
  2. Определиться с техническими вопросами выпуска цифровых инструментов.
  3. Определить гражданско-правовую/контрактную структуру и применение ЦФА в соответствующей юридической обвязке.
  4. Подготовить документацию по выпуску и обращению ЦФА, предусмотренную действующим законодательством.
  5. Определиться с порядком бухгалтерского (по МСФО и РСБУ) и налогового учета планируемых к выпуску цифровых инструментов и разработать необходимые внутренние документы бухгалтерского и налогового учета.
  6. Определиться с организацией внутреннего документооборота в компании, включая вопросы подготовки первичных учетных документов по смарт-контрактам, обеспечивающим выпуск и обращение цифровых инструментов.

В данных процессах следует учитывать, что Совет по МСФО, Банк России и Минфин8 пока решили не устанавливать порядок учета цифровых инструментов, а учитывать их аналогично учету активов и обязательств, возникающих из аналогичных прав, которые удостоверяются без внесения (изменения) записей в информационные системы. Таким образом компаниям предлагается самостоятельно разработать правила бухгалтерского учета цифровых инструментов по МСФО и РСБУ.

Следует отметить, что законодатель принял специальный режим налогообложения для цифровых инструментов9. При этом, освободив оборот ЦФА от НДС, он, к сожалению, не позволил организациям (кроме банков и профучастников рынка ценных бумаг) учитывать расходы по ЦФА в общей налоговой базе, что снижает конкурентоспособность долговых ЦФА и ЦФА на ценные бумаги по сравнению с классическими корпоративными долговыми инструментами и операциями на фондовом рынке. При этом сохранен льготный налоговый режим для операций хеджирования с использованием цифровых инструментов, что делает возможным их использование для хеджирования процентных и ценовых рисков.

Особенности, регулирования, учета и налогообложения цифровых инструментов повышают ценность тех команд, которые при внедрении ЦФА в бизнес-процессы комплексно решают стратегические и технические вопросы, а также включают юристов и сертифицированных консультантов по налоговому и бухгалтерскому учету, способных комплексно решать задачу по реализации пилотного проекта внедрения цифровых инструментов в бизнес холдинга.


1 Суханов Е.А. О гражданско-правовой природе «цифрового имущества».

2 Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4 По состоянию на 23 октября 2023 г. в Реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, входят 10 компаний. См.: Цифровые финансовые активы и их операторы

https://www.cbr.ru/vfs/finmarkets/files/supervision/list_OIS.xlsx

5 По состоянию на 20 октября 2023 г. единственным оператором обмена ЦФА является ПАО «Московская Биржа». См.: Допуск на финансовый рынок

http://www.cbr.ru/vfs/registries/admissionfinmarket/list_oocfa.xlsx

6 https://sozd.duma.gov.ru/bill/446411-8

7 Информационно-аналитический доклад ЦБ РФ «Токенизированные безналичные деньги на счетах в банках, Москва, 2023 г.

https://www.cbr.ru/Content/Document/File/152926/review_token.pdf

8 Приложение к письму Минфина России от 23.12.2022 N 07-04-09/126779 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год».

9 Федеральный закон от 14.07.2022 N 324-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” (ввел специальный налоговый режим для ЦФА и ГЦП, но не ввел для УЦП).