Свинухов Кирилл Михайлович

Руководитель дирекции страхования торговых кредитов ВСК

Кредитное страхование возникло в середине XIX века и получило развитие в Пруссии, Италии и Лондоне. В России в 1872 году было основано «Общество коммерческого кредита», но оно не достигло успеха. В современной России страхование торговых кредитов возобновилось в 2004 году.

В январе-сентябре 2023 года в России зарегистрировано 5 071 новых корпоративных банкротств. При этом число введенных процедур наблюдения достигло 5 555. Количество намерений кредиторов обратиться в суд с заявлениями о банкротстве компаний в январе-сентябре 2023 года составило 23 519 – в 2,9 раз больше, чем в таком же периоде 2022 года.*

* – Данные Федресурс от 6 октября 2023 года, fedresurs.ru.

Если ваш бизнес связан с оптовой торговлей, то, вероятно, большую часть продукции вы продаете на условиях отсрочки платежа. Как правило, большинство покупателей оплачивают счета через 30, 60, 90 дней или более, в зависимости от условий контрактов. Но что, если ваш контрагент окажется в ситуации, когда ему нечем платить своим поставщикам в то время, когда вы ожидаете от него оплаты за очередную поставку? Как это отразится на вашем бизнесе и на кредитоспособности вашей компании?

Неплатежи за поставленные на условиях постоплаты товары или оказанные услуги – явление довольно распространенное в большинстве секторов оптовой торговли. Несмотря на то, что общедоступной статистики по количеству просрочек не существует, несложно предположить, что в год на российском рынке количество счетов, не оплаченных контрагентами, может исчисляться десятками тысяч. И это только просрочки. Статистика Федресурса (fedresurs.ru) по количеству корпоративных банкротств в России за 2022 год отмечает 9 055 случаев банкротства, за 9 месяцев 2023 года – 5 071 случай банкротства. Практика показывает, что заранее подготовиться к банкротству и тем более неплатежу покупателя, стабильного и «динамично развивающегося» сегодня, невозможно.

Страхование торговых кредитов позволяет избежать этого!

Если максимально упростить, то страхование торговых кредитов – иногда его еще называют «страхованием дебиторской задолженности» – помогает защитить ваш бизнес от убытков, вызванных неплатежами покупателей. Страхование торговых кредитов не только защищает вас в случае выхода контрагента из бизнеса или в периоды, когда он испытывает трудности с оплатой из-за финансовых проблем, но и способно помочь вам избежать такого риска. Как именно – расскажем ниже в формате ответов на часто задаваемые нам вопросы.

Какие риски покрывает страхование торговых кредитов?

Страхованием покрывается риск длительного неплатежа покупателя, в том числе по причине признания его банкротом. При страховании экспорта в договор страхования может включаться покрытие политических рисков в стране покупателя. Фактически это страхование поставщика в свою пользу на случай неисполнения покупателем обязательств по оплате с отсрочкой за поставленные товары или оказанные услуги.

Для каких компаний страхование торговых кредитов актуально?

Прежде всего, для производителей и дистрибьюторов, а также для компаний, регулярно оказывающих своим клиентам услуги на условиях отсрочки оплаты.

Существуют ли требования к деятельности страхователя, рискам, поставляемым товарам? Какие?

Существует несколько ключевых принципов, на которые опирается традиционное страхование торговых кредитов:

Во-первых, важно, чтобы на страхование поставщиком передавался весь портфель покупателей, с которыми он работает на условиях отсрочки платежа.

Во-вторых, поставки должны быть регулярными и постоянными.

В-третьих, для страхования торговых кредитов гораздо лучше подходят несырьевые товары, чем сырье и энергоносители.

Разумеется, могут быть исключения, и в некоторых случаях единичные покупатели и, например, проектные поставки тоже могут быть застрахованы. Однако такие нестандартные запросы требуют индивидуальных решений и более скрупулезного структурирования, что является отдельной большой темой.

На каких покупателей распространяется страхование?

На юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Может ли список покупателей изменяться в течение срока страхования?

Разумеется! На практике это происходит достаточно часто: с кем-то из контрагентов страхователь может перестать сотрудничать, с кем-то – начать работать уже в процессе действия договора страхования. Именно поэтому страхование торговых кредитов многие называют «живым» или «открытым» – взаимодействие между страховой компанией и страхователем не прекращается после заключения договора страхования, а страховое покрытие отражает изменения, происходящие в бизнесе компании.

Каков в общих чертах принцип действия страхования торговых кредитов?

При обращении за страхованием будущий страхователь заполняет анкету, в которой помимо общей информации о своей компании заявляет на страхование всех покупателей, с которыми он работает на условиях отсрочки платежа, с указанием требуемого кредитного лимита по каждому из контрагентов.

Каждого покупателя страховщик детально анализирует и устанавливает на него полный или частичный кредитный лимит, либо, при наличии негативной информации, отказывает в предоставлении кредитного лимита. Каждое из решений страховой компании может быть полезным для поставщика, о чем мы расскажем ниже.

В течение срока страхования с определенной периодичностью (обычно ежемесячно или ежеквартально) страхователь сообщает страховщику о произведенных отгрузках в форме специальной декларации. Этот механизм важен для учета расходов компании страхователя на страхование, понимания загруженности кредитных лимитов, отслеживания платежной дисциплины контрагентов, а также для урегулирования убытков.

Если покупатель не оплатил счет в срок, зафиксированный в контракте с поставщиком, у компании есть время для того, чтобы уведомить страховщика о возникшей просрочке – обычно этот срок составляет 30 дней. С момента подачи такого уведомления начинает течь «период ожидания», который в ВСК стандартно составляет 180 дней. В течение периода ожидания у сторон при содействии страховой компании есть возможность урегулировать просрочку. В большинстве случаев факт участия страховщика в процессе положительно сказывается на исходе переговоров и урегулировании неплатежа. Если же по истечении периода ожидания стороны не смогли найти решение для погашения покупателем долга, страховщик выплачивает страховое возмещение в установленный договором страхования срок. В случае банкротства покупателя период ожидания не применяется.

Даже если поставка товара произведена в последний день действия страхового покрытия, страховая защита будет действовать до тех пор, пока контрагент не погасит долг либо до выплаты страховщиком страхового возмещения.

Что такое кредитный лимит?

Кредитный лимит – это максимальная сумма дебиторской задолженности конкретного покупателя. В пределах этой суммы страховщик выплачивает возмещение страхователю в случае неплатежа или банкротства покупателя.

На какой срок заключается договор страхования торговых кредитов?

Обычно на один год, но при необходимости страхование может быть предложено и на более длительный срок.

Каким образом рассчитывается и оплачивается страховая премия (плата за страхование)?

Страховая премия обычно рассчитывается как процент (ставка страховой премии) от прогнозируемого торгового оборота поставщика на следующие 12 месяцев с некоторым дисконтом на возможные колебания продаж компании. При этом компания платит только за фактически застрахованный торговый оборот. В течение действия страхования и по мере декларирования страхователем торгового оборота с покупателями, на которых страховщиком установлены кредитные лимиты, происходит исчерпание страховой премии. По окончании периода покрытия производится перерасчет страховой премии на основании задекларированного оборота.

Страховая премия по договору страхования может быть оплачена несколькими платежами, то есть в рассрочку.

Чем еще страхование торговых кредитов может быть полезным?

Помимо своей непосредственной функции страхование торговых кредитов на зрелых рынках выполняет роль внешнего элемента риск-менеджмента для клиентов страховой компании. Мнение о финансовом положении вашего контрагента в форме решения страховщика по кредитному лимиту, подкрепленного аргументами профессиональных риск-андеррайтеров страховой компании, может иметь существенное значение при принятии решения о сотрудничестве с данным контрагентом или об условиях такого сотрудничества. Учитывая, что один и тот же покупатель может присутствовать в портфелях нескольких поставщиков, застрахованных страховой компанией, страховщик, как правило, обладает более полной информацией о его финансовом положении, платежной дисциплине и возможных рисках. Многие компании фиксируют в своих кредитных политиках обязательное наличие договора кредитного страхования.

Завершая этот краткий обзор страхования торговых кредитов хотелось бы подчеркнуть, что понимание основных принципов и преимуществ страхования торговых кредитов может значительно повысить эффективность финансовых операций вашей компании. Надеемся, что данный обзор поможет вам в принятии обоснованных решений и обеспечит защиту интересов вашего бизнеса в условиях переменчивой экономической среды. Команда специалистов ВСК, обладающих одной из лучших экспертиз и обширным опытом в области страхования торговых кредитов на российском рынке, всегда готова оказать вам поддержку и помощь в этом важном аспекте вашего бизнес.

По всем вопросам можно обращаться к Олегу Лукьянову по адресу: OLukyanov@VSK.RU.